Главная    Гостевая    Форум    Обратная связь    Об авторах    Физический факультет    Журнал методист     
...........................................
 - Структура кафедры
 - Научно-методические     работы сотрудников
 - Персоналии
 - История кафедры
 - Организация учебной     деятельности
 - НИРС
 - ВУЗ
Система подготовки
Программы
Целеполагание
Содержание учебного материала
Эксперимент
Лабораторный
Лабораторные работы
Демонстрационный
 - Школа
 - Новости
...........................................
 - Педагогическая практика
 - Базовые школы
 - Дипломные работы
 - Тестирование
 - Лекции
 - РедКон
...........................................
 - Материалы для экзамена



Краткие итоги

   
   Отрыв преподавания физики от экспериментальной основы приводит не только к серьезным пробелам в знаниях учащихся, но и к искажению их миропонимания, формированию ненаучного мировоззрения.
   Планируя лабораторный эксперимент по какому-то разделу курса физики необходимо провести его анализ с методологической точки зрения, определить цели проведения экспериментальных работ, в соответствии с целями и видами учебного знания определить возможные виды эксперимента, для каждого вида подобрать предписания алгоритмического типа по его проведению. После этого можно приступать к конструированию системы лабораторного эксперимента. При этом следует ориентироваться на разработку большого количества работ к ограниченному количеству сюжетов.
   В основу комплектования лабораторных установок целесообразно положить принципы, на которых строятся технические конструкторы.
   Определяя последовательность выполнения работ физического практикума, следует ориентироваться на логику развития знания в изучаемом курсе.
   Конструирование системы лабораторного эксперимента связано с решением учителем большого количества общепедагогических и методических задач. Перечень методических задач, связанных с формированием основных видов физического знания, определяется видами экспериментальных заданий: изучение физического явления, процесса, состояния с целью накопления фактологического материала для его дальнейшего анализа; введение и анализ производной физической величины; определение численного значения физической величины; определение численного значения физической постоянной; исследование зависимостей между физическими величинами и анализ полученных зависимостей; изготовление или изучение прибора, механизма.
   Уровень и содержание экспериментальных заданий должны быть посильными для учащихся, но задания, предъявляемые ученикам, не могут быть произвольными. В системе лабораторного эксперимента должны быть представлены все его виды. При выполнении различных лабораторных работ ученик должен усваивать и методы проведения их проведения.
   Принцип отбора заданий при конструировании содержания учебного лабораторного эксперимента по элементарному курсу физики может быть отображен на схеме, которая строится при формально-логическом анализе сюжета, лежащего в основе экспериментальной установки. Данный принцип не содержит в себе собственно педагогической составляющей. Эта составляющая накладывается на отобранные задания в ходе их дальнейшего педагогического анализа.
   Планируя предъявление экспериментальных заданий учащимся, следует учитывать, что в их основе должны лежать различные виды ориентировочной основы действия.
   Освоению методики конструирования лабораторного эксперимента способствует выполнение и самостоятельная разработка заданий проблемно - программированного характера.
   На комплектование оборудования для лабораторного практикума по элементарному курсу физики в первую очередь оказывают влияние непосредственно измеряемые в эксперименте величины.
   Одним из путей решения проблемы развития конструкторских и творческих способностей учащихся при выполнении ими лабораторных работ, может быть разработка системы эксперимента, в основе технической части которого лежит конструктор.
   Разработки конструктора может основываться на принципах простоты, низкой себестоимости и материалоемкости, возможности тиражирования в школьной мастерской, использовании одних и тех же элементов при сборке разных блоков экспериментальных установок.
   При конструировании системы лабораторного эксперимента следует учитывать ряд принципов: в практикуме должны быть представлены все виды школьного эксперимента; работами или заданиями должны быть охвачены все основные вопросы изучаемого раздела; лабораторные работы должны быть тесно связаны с соответствующим теоретическим курсом; последовательность выполнения работ должна определяться логикой развития физического знания; содержание работ должно быть индивидуализировано, а инструкции варьируемы.
Назад
Содержание
 
Структура кафедры | Научно-методические работы сотрудников | Персоналии | История кафедры
Организация учебной деятельности | НИРС | ВУЗ | Школа

посещений:
Copyright © 2005-2006 МПФ