Главная    Гостевая    Форум    Обратная связь    Об авторах    Физический факультет    Журнал методист     
...........................................
 - Структура кафедры
 - Научно-методические     работы сотрудников
 - Персоналии
 - История кафедры
 - Организация учебной     деятельности
 - НИРС
 - ВУЗ
Система подготовки
Программы
Целеполагание
Содержание учебного материала
Эксперимент
Лабораторный
Лабораторные работы
Демонстрационный
 - Школа
 - Новости
...........................................
 - Педагогическая практика
 - Базовые школы
 - Дипломные работы
 - Тестирование
 - Лекции
 - РедКон
...........................................
 - Материалы для экзамена



§ 10. Проведение работ спецпрактикума по методике и технике школьного лабораторного эксперимента в педагогическом университете

   
   В экспериментальном обучении мы исходили из того, что на занятиях спецпрактикума по методике и технике школьного лабораторного эксперимента и в период подготовки к нему студент должен выполнить следующие требования:
   1. Изучить оборудование для работ школьного физического практикума.
   Если работы будут выполняться с использованием конструктора, то необходимо изучить перечень элементов конструктора и разобраться с назначением этих элементов.
   Кроме того, необходимо определить пределы измерений и цену делений измерительных приборов, классы их точности, инструментальные ошибки, даваемые этими приборами.
   2. Составить перечень сюжетов для комплектования лабораторных установок.
   Подобрать оборудование для лабораторных установок.
   Знать принципы отбора оборудования и возможность его замены равноценным.
   3. Составить перечень тем лабораторных работ, которые можно выполнить на скомплектованных лабораторных установках.
   4. Сформулировать цели проведения лабораторных работ по каждой теме. (При формулировке тем и целей лабораторных работ должны найти отражение их различные виды: по наблюдению физических явлений, получению значений физических величин, получению значений физических констант, исследованию зависимостей между физическими величинами, проверке правильности соотношений между физическими величинами, изучению устройства и принципа работы какого-либо прибора или устройства.)
   5. В пределах курса физики средней школы знать физическую сущность процессов, протекающих в лабораторных экспериментах; уравнения, описывающие эти процессы. Уметь выводить эти уравнения.
   6. Уметь рассчитывать абсолютные и относительные погрешности измерений тремя методами: среднего арифметического, границ, по формулам.
   Уметь выводить формулы для расчета абсолютной и относительной погрешностей измерений.
   7. Составить инструкции для учащихся по выполнению лабораторных работ, в основе которых лежали бы различные типы ориентировки в заданиях.
   Знать назначение этих инструкций и методику работы с ними.
   8. Выполнить от начала до конца лабораторные работы практикума, предоставить по ним образцовые отчеты.
   9. Знать и соблюдать нормы техники безопасности, гигиены, эстетики при подготовке и проведении работ физического практикума.
   10. Аккуратно брать приборы и материалы из отведенного для них места и аккуратно возвращать их на место при завершении работы или занятия.
   Наводить и поддерживать порядок на рабочем месте.
   11. Оценить деятельность по выполнению лабораторных работ своего напарника.
   Провести самооценку выполнения лабораторных работ.
   Для оценки выполнения работы спецпрактикума были выбраны следующие позиции:
   1. Знание приборов.
   2. Составление сюжетов лабораторных работ.
   3. Формулировка тем, целей, выводов к лабораторным работам.
   4. Отбор оборудования.
   5. Знание теории.
   6. Расчет погрешностей.
   7. Инструкции для учащихся.
   8. Отчеты по работам.
   9. Регламент времени выполнения работ.
   10. Самостоятельность выполнения работ.
   11. Аккуратность при выполнении работ.
   12. Порядок на рабочем месте.
   13. Соблюдение норм Т.Б.
   14. Оценка отчетов напарника.
   15. Самооценка выполненных работ.
   16. Результат собеседования по вопросам.
   17. Результат контрольной работы по вопросам.
   Оценка работ проводилась по 10-балльной шкале.
   Ниже представлен перечень вопросов к зачету и контрольной работе по спецпрактикуму "Методика и техника школьного лабораторного эксперимента". Для всех работ перечень вопросов был одним и тем же, но для каждой отдельной работы он конкретизировался.

   1. Как называется прибор, элемент установки, конструктора?
   2. Каково назначение прибора, элемента установки, конструктора?
   3. Начертите принципиальную схему устройства прибора, установки.
   4. Какие физические процессы, законы лежат в основе работы прибора, установки?
   5. Каков предел измерения прибора?
   6. Какова цена деления прибора?
   7. Измерительный прибор показывает значение величины .... Какова абсолютная ошибка измерения? Какова относительная ошибка измерения?
   8. Коротко опишите принцип работы прибора, установки.
   9. В каких лабораторных работах может использоваться прибор, элемент конструктора?
   10. В каких физических демонстрациях может использоваться прибор, элемент конструктора?
   11. Сформулируйте и изобразите схематически сюжеты лабораторных работ, которые можно провести на базе предложенного оборудования.
   12. Объясните, почему для данной установки Вы взяли именно этот набор приборов и материалов?
   13. Какими приборами и материалами можно было бы заменить приборы и материалы взятые Вами?
   14. Как отразится на процессе выполнения и результатах работы, замена этого прибора (материала) на другой ?
   15. Сформулируйте темы лабораторных работ, которые можно провести на предложенном оборудовании.
   16. Сформулируйте цели этих работ.
   17. Назовите вид каждой из названных лабораторных работ.
   18. Назовите принципы, согласно которым следовало бы отобрать из предлагаемого перечня работы для школьного физического практикума.
   19. Назовите работы, которые следовало бы, на Ваш взгляд, включить в школьный физический практикум.
   20. Опишите сущность физического процесса, протекающего в лабораторном опыте.
   21. Запишите формулы величин, законов, уравнений, которые должны использоваться при проведении лабораторных работ.
   22. Сформулируйте предполагаемый результат лабораторной работы.
   23. Каким способом Вы оцените достоверность полученного результата?
   24. Вы провели 3 опыта и получили несколько отличающиеся результаты. Как Вы будете рассчитывать погрешности измерений? Как запишите результат?
   25. Вы провели 3 опыта и во всех опытах получили одинаковые результаты. Как Вы будете рассчитывать погрешности измерений? Как запишите результат?
   26. Вы провели 3 опыта и получили значительно отличающиеся результаты. Как Вы будете рассчитывать погрешности измерений? Как запишите результат?
   27. Вы провели только один опыт. Как Вы будете рассчитывать погрешности измерений? Как запишите результат?
   28. Дана формула для расчета величины........ Выведите формулы для расчета абсолютной и относительной погрешностей измерения.
   29. Что такое ориентировочная основа действия I типа?
   30. Что такое ориентировочная основа действия II типа?
   31. Что такое ориентировочная основа действия III типа?
   32. Какого типа инструкции к лабораторным работам Вы предложили бы наиболее успевающим и хорошо подготовленным в области физики учащимся? Приведите пример такой инструкции.
   33. Какого типа инструкции к лабораторным работам Вы предложили бы слабо успевающим в области физики учащимся?
   34. Какого типа инструкции к лабораторным работам Вы предложили бы учащимся, уровень подготовки, которых по физике, находится между оценками "хорошо" и "удовлетворительно"?
   35. Какие изменения Вы внесли бы в подобранные Вами работы, если бы Вам необходимо было выставить физический практикум в классе физико-математического профиля?
   36. Какие изменения Вы внесли бы в подобранные Вами работы, если бы Вам необходимо было выставить физический практикум в классе гуманитарного профиля, занимающимся по сокращенному варианту изучения физики?
   37. Какие нарушения норм техники безопасности можно было бы допустить, комплектуя данный блок работ физического практикума?
   38. Как обеспечить самостоятельность учащихся при выполнении работ физпрактикума?
   39. Обоснуйте необходимость или отсутствие каждого фрагмента Вашего отчета по лабораторной работе.
   40. Перечислите позиции с указанием весовых коэффициентов ( по 10 балльной шкале), по которым необходимо оценивать выполнение учащимся работы физпрактикума.
   41. Оцените выполнение собственной лабораторной работы по перечисленным позициям, с указанием общей оценки.
   42. Оцените работу своего напарника по перечисленным позициям с указанием общей оценки.
Назад Дальше
Содержание
 
Структура кафедры | Научно-методические работы сотрудников | Персоналии | История кафедры
Организация учебной деятельности | НИРС | ВУЗ | Школа

посещений:
Copyright © 2005-2006 МПФ