Главная    Гостевая    Форум    Обратная связь    Об авторах    Физический факультет    Журнал методист     
...........................................
 - Структура кафедры
 - Научно-методические     работы сотрудников
 - Персоналии
 - История кафедры
 - Организация учебной     деятельности
 - НИРС
 - ВУЗ
Система подготовки
Программы
Целеполагание
Содержание учебного материала
Эксперимент
Лабораторный
Лабораторные работы
Демонстрационный
 - Школа
 - Новости
...........................................
 - Педагогическая практика
 - Базовые школы
 - Дипломные работы
 - Тестирование
 - Лекции
 - РедКон
...........................................
 - Материалы для экзамена



§ 3. Целеполагающая деятельность учителя физики при проектировании лабораторного эксперимента

   
   Планируя проведение физического практикума, учитель может поставить перед собой множество целей.
   Эти цели могут быть связаны с формированием, закреплением, проверкой предметных и методологических знаний учащихся, формированием, закреплением, проверкой умений применять предметные и общеучебные умения в стандартных и нестандартных ситуациях, воздействием на эмоциональную сферу учащихся, формированием у них определенных ценностно-ориентационных установок как в области физики, так и в областях достаточно отдаленных от нее.
   Выполнение работ практикума может связываться и с реализацией различных направлений воспитания школьников.
   Если хорошо подумать и проявить фантазию, при проведении физического практикума можно не только осуществлять трудовое воспитание учащихся, что, пожалуй, в первую очередь приходит в голову, но и найти способы формировать их эстетические вкусы, связать работы с проблемами экологии, экономики, другими проблемами, выходящими так или иначе на вопросы воспитания.
   Организуя выполнение работ практикума, безусловно, можно решать и задачи развития учащихся.
   Можно целенаправленно формировать такие свойства личности, как активность и оригинальность умственной и практической деятельности; такие моральные качества, как честность, правдивость, объективность, чувство товарищества.
   Цели могут связываться и с формированием психических процессов, например, таких, как наблюдательность, память, речь, представления, творческое воображение.
   В то же время, можно и не ставить перед собой столь широкомасштабных целей, можно даже не подозревать о возможности их постановки и ограничиться одной узкой и весьма примитивной целью: организовать выполнение учащимися работ физического практикума.
   И хотя постановка такой цели не противоречит пониманию процесса обучения, в основе которого лежит деятельность по организации деятельности учащихся, и хотя достичь эту цель весьма не просто, учебный процесс, направленный только на ее достижение, следует изначально признать построенным ненаучно, поскольку ни знаний педагогики, ни знаний психологии, ни их использования здесь не предполагается.
   Примерами целей, которые можно было бы поставить, планируя лабораторный эксперимент по элементарному курсу механики, являются следующие.
   1. Образовательные цели, связанные с формированием предметных знаний.
   Организовать деятельность учащихся по нахождению значения физической величины (ускорения свободного падения, коэффициента трения скольжения дерева по дереву, скорости снаряда, выпущенного из баллистического пистолета и т.д.).
   Организовать деятельность учащихся по исследованию зависимости между физическими величинами (силой, приложенной к телу и величиной его деформации; углом выстрела из баллистического пистолета и дальностью полета снаряда; периодом колебаний математического маятника и его длиной).
   В ходе выполнения лабораторного эксперимента сформировать у учащихся знание об условиях равновесия тела, имеющего ось вращения.
   2. Образовательные цели, связанные с формированием общенаучных знаний.
   Путем предъявления учащимся инструкций по выполнению лабораторных работ, в основе которых лежит ориентировочная основа деятельности третьего типа, формировать у них знание о правилах проведения эксперимента по исследованию зависимости между физическими величинами (введению производной физической величины, изучению прибора).
   Организовать проведение лабораторного эксперимента по изучению явления (скатывания шарика по наклонному желобу; движения неуравновешивающих друг друга грузов, связанных нитью, перекинутой через неподвижный блок; упругого удара шаров, подвешенных на нитях) таким образом, чтобы учащиеся смогли его описать в соответствии с обобщенным планом изучения любого физического явления.
   3. Цели, связанные с формированием опыта деятельности в стандартных ситуациях.
   Путем предъявления учащимся инструкций по выполнению лабораторных работ, в основе которых лежит ориентировочная основа деятельности второго типа, формировать и отрабатывать умения (проводить измерения физических величин, определять цену деления и предел измерения приборов, рассчитывать погрешности измерений, собирать экспериментальные установки по предложенному рисунку).
   Организовать самостоятельную работу учащихся по проверке ранее установленной в демонстрационном эксперименте зависимости между физическими величинами (силой, приложенной к телу, его массой и ускорением; массами тел и ускорениями, получаемыми при их взаимодействии).
   4. Цели, связанные с формированием опыта деятельности в нестандартных ситуациях, развитием творческих способностей учащихся.
   Скомплектовав лабораторное оборудование по типу технического конструктора, предъявить учащимся систему индивидуальных, неповторяющихся проблемно - программированных заданий, выполняя которые они самостоятельно собирали бы лабораторные установки, планировали, выполняли эксперимент и обрабатывали его результаты.
   Поставить физический практикум таким образом, чтобы учащимся вместо подробных инструкций по выполнению лабораторных работ предъявлялись лишь задания без указания способов их выполнения.
   5. Цели, связанные с формированием свойств личности школьника.
   Для формирования активности каждого ученика, при проведении работ физического практикума организовать работу таким образом, чтобы каждый ученик мог выполнить индивидуальное задание и самостоятельно отчитаться за его выполнение.
   Для формирования умственной и практической самостоятельности каждого ученика, положить в основу организации лабораторного практикума частично-поисковый метод обучения, при котором ход каждой работы разбивается на элементарные шаги, подкрепленные системой разноуровневых подсказок.
   6. Цели, связанные с формированием качеств личности школьника.
   Для формирования моральных качеств личности (честности, объективности, чувства товарищества), систематически организовывать самооценку и взаимооценку деятельности учащихся по выполнению лабораторных работ. Проявлять доверие к суждениям учащихся и учитывать их мнения при выставлении собственной оценки.
   7. Цели, связанные с формированием психических процессов.
   Для формирования грамотной с научной, общекультурной, языковой точек зрения речи учащихся, поставить перед ними задачу произносить вслух при защите каждой выполненной лабораторной работы краткие, лаконичные тексты, отражающие физическую сущность процесса, протекавшего в проведенном эксперименте, методику эксперимента, его результаты.
   Для формирования творческого воображения учащихся, давать возможность учащимся, исходя из цели работы, самостоятельно сконструировать лабораторную установку, выработать стратегию и тактику эксперимента, придумать и реализовать способы проверки правильности полученных результатов.
   Для формирования правильных представлений об изучаемых в курсе физики явлениях, провести такой подбор лабораторных работ, чтобы они позволили учащимся самостоятельно либо пронаблюдать и изучить эти явления, либо повторить демонстрационные опыты, либо провести опыты, альтернативные демонстрационным.
   8. Цели, связанные с воспитанием учащихся.
   Для формирования эстетических вкусов у учащихся, обращать особое внимание учащихся на необходимость выполнения норм эстетики при сборке лабораторных установок, проведении опытов, оформлении отчетов по проведенным работам, поддержании порядка на рабочем месте. Учитывать выполнение этих норм при оценке работ учащихся.
   Для формирования трудовых навыков учащихся, предлагать им самостоятельно собирать лабораторные установки, изготовлять некоторые элементы этих установок.
Назад Дальше
Содержание
 
Структура кафедры | Научно-методические работы сотрудников | Персоналии | История кафедры
Организация учебной деятельности | НИРС | ВУЗ | Школа

посещений:
Copyright © 2005-2006 МПФ