Главная    Гостевая    Форум    Обратная связь    Об авторах    Физический факультет    Журнал методист     
...........................................
 - Структура кафедры
 - Научно-методические     работы сотрудников
 - Персоналии
 - История кафедры
 - Организация учебной     деятельности
 - НИРС
 - ВУЗ
Система подготовки
Программы
Целеполагание
Содержание учебного материала
Эксперимент
 - Школа
 - Новости
...........................................
 - Педагогическая практика
 - Базовые школы
 - Дипломные работы
 - Тестирование
 - Лекции
 - РедКон
...........................................
 - Материалы для экзамена



Глава 1. Структура и содержание учебного материала

§ 2. Модели логической структуры учебного материала

2.1 Знания в структуре содержания образования


   Содержание образования, как показано в ряде работ по дидактике [22, с.10-14; 40, с.102-104; 48, с.17], неоднородно по своей структуре. Ряд дидактов (М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер) в его составе выделяет такие элементы как знания, опыт деятельности в стандартных ситуациях, опыт творческой деятельности, эмоционально-чувственный опыт.
   Дальнейшее членение позволяет каждый компонент содержания образования разбить на более мелкие элементы. Например, И.Я. Лернер показывает, что "можно выделить следующие виды знаний:
  • основные термины и понятия, без которых нельзя понять ни одного текста, ни одного высказывания;
  • факты повседневной действительности и научные факты, без знания которых нельзя понять законы науки, формировать убеждения, доказывать и отстаивать идеи;
  • основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;
  • теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов и методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;
  • знания о способах деятельности, методах познания и истории получения знания, т.е. методологические знания;
  • оценочные знания, знания о нормах отношения к различным явлениям жизни" [22, с.11].

   Структура деятельности также имеет сложный характер. В частности, она может носить предметный и общеучебный характер.
   Расчленение элементов можно продолжать и далее, необходимо только договориться, по какому основанию будет идти деление. Так или иначе, на периферии такого деления оказывается весьма значительное количество более или менее крупных элементов, которые можно рассматривать с различных точек зрения, в том числе и с точки зрения заложенной в них информации.
   Вероятно, не требует доказательства утверждение, что разрозненные, неупорядоченные информационные элементы плохо поддаются усвоению. Одна из важнейших задач теории обучения как раз и состоит в том, чтобы подвергнуть дидактической переработке научную информацию, найти наиболее приемлемые структуры, которые позволили бы наиболее рациональными способами представлять, передавать и усваивать опыт, заложенный во всех элементах содержания образования. Но, поднимая проблему, в первую очередь в информационном аспекте следует рассмотреть знания, как первый и основополагающий элемент содержания образования. Именно на знаниях мы сейчас остановимся и попытаемся разобраться в их структуре. Прежде всего посмотрим, в каких аспектах рассматривается этот вопрос в дидактической литературе.


Назад Дальше
Содержание
 
Структура кафедры | Научно-методические работы сотрудников | Персоналии | История кафедры
Организация учебной деятельности | НИРС | ВУЗ | Школа

посещений:
Copyright © 2005-2006 МПФ