Глава 1. Структура и содержание учебного материала
§ 2. Модели логической структуры учебного материала
2.1 Знания в структуре содержания образования
   Содержание образования, как показано в ряде работ по дидактике [22, с.10-14; 40, с.102-104; 48, с.17], неоднородно по своей структуре. Ряд дидактов (М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер) в его составе выделяет такие элементы как
знания, опыт деятельности в стандартных ситуациях, опыт творческой деятельности, эмоционально-чувственный опыт.
   Дальнейшее членение позволяет каждый компонент содержания образования разбить на более мелкие элементы. Например, И.Я. Лернер показывает, что "можно выделить следующие виды знаний:
- основные термины и понятия, без которых нельзя понять ни одного текста, ни одного высказывания;
- факты повседневной действительности и научные факты, без знания которых нельзя понять законы науки, формировать убеждения, доказывать и отстаивать идеи;
- основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;
- теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов и методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;
- знания о способах деятельности, методах познания и истории получения знания, т.е. методологические знания;
- оценочные знания, знания о нормах отношения к различным явлениям жизни" [22, с.11].
   Структура деятельности также имеет сложный характер. В частности, она может носить
предметный и общеучебный характер.
   Расчленение элементов можно продолжать и далее, необходимо только договориться, по какому основанию будет идти деление. Так или иначе, на периферии такого деления оказывается весьма значительное количество более или менее крупных элементов, которые можно рассматривать с различных точек зрения, в том числе и с точки зрения заложенной в них информации.
   Вероятно, не требует доказательства утверждение, что разрозненные, неупорядоченные информационные элементы плохо поддаются усвоению. Одна из важнейших задач теории обучения как раз и состоит в том, чтобы подвергнуть дидактической переработке научную информацию, найти наиболее приемлемые структуры, которые позволили бы наиболее рациональными способами представлять, передавать и усваивать опыт, заложенный во всех элементах содержания образования. Но, поднимая проблему, в первую очередь в информационном аспекте следует рассмотреть знания, как первый и основополагающий элемент содержания образования. Именно на знаниях мы сейчас остановимся и попытаемся разобраться в их структуре. Прежде всего посмотрим, в каких аспектах рассматривается этот вопрос в дидактической литературе.