5. Тексты задач
О необходимости меньшей определенности в текстах задач при их постановке говорил в 1970г на Международном конгрессе по вопросам подготовки преподавателей физики для средней школы академик П.Л. Капица. Он отмечал, что именно при таком подходе к постановке задач можно воспитывать самостоятельное творческое мышление учащихся.
Всем преподавателям физики, вероятно, известны знаменитые задачи Капицы для студентов, задачи недоопределенные, часто не имеющие точного решения.
Именно аналогичные, только менее трудные задачи предлагает П.Л. Капица давать для обсуждения и учащимся.
Это задачи типа:
Определить мощность мотора насоса, необходимого для поддержания струи, чтобы тушить пожар шестиэтажного дома.
Каких размеров должна быть линза, чтобы собранные в ее фокусе лучи раскалили железную проволочку докрасна?
При решении таких задач ученик должен сам, на основании собственного жизненного опыта, подобрать необходимые ему данные, предварительно формально описав предложенное физическое явление.
Возможны и специальные случаи, когда учащимся предлагают вполне определенные, но неправильно поставленные задачи. Но, разумеется, как отмечает Л.М. Фридман в книге "Как научиться решать задачи", что учитель при этом полностью понимает суть и назначение таких задач.