Главная    Гостевая    Форум    Обратная связь    Об авторах    Физический факультет    Журнал методист     
...........................................
 - Структура кафедры
 - Научно-методические     работы сотрудников
 - Персоналии
 - История кафедры
 - Организация учебной     деятельности
 - НИРС
 - ВУЗ
 - Школа
Учебные программы
Учебники
Эксперимент
Задачники
Перечень задачников
Иллюстративные материалы
Контрольные и самостоятельные
Многовариантные контрольные
Вопросы
Тесты
Логические конспекты
 - Новости
...........................................
 - Педагогическая практика
 - Базовые школы
 - Дипломные работы
 - Тестирование
 - Лекции
 - РедКон
...........................................
 - Материалы для экзамена


4. Задачные сюжеты и задачи

   При обозначенном выше подходе, учащимся могут предлагаться недоопределенные задачи, точнее задаваться модели физических процессов. Деятельность ученика при этом должна заключаться в:
      1) формальном описании с помощью математических формул заданного процесса;
      2) задании величин и формулировке сюжета задачи;
      3) постановке вопроса.
   Рассмотрим в качестве примера процесс движения тела по наклонной плоскости при наличии трения между соприкасающимися поверхностями.
   Как видно из приведенной формулировки, в качестве объекта анализа предлагается не задача, построенная на основе конкретного сюжета и имеющая текст и вопрос, а физический процесс.
   Тем не менее, формальное описание этого процесса может идти в соответствии с тем же алгоритмическим предписанием, что и решение любой задачи на движение тела по наклонной плоскости.
   Например, если в качестве такого предписания будет выбрано алгоритмическое предписание по решению задач на основе второго закона Ньютона, то после
   - выбора системы отсчета,
   - выполнения чертежа с нанесением на него динамических и кинематических характеристик движения,
   - записи уравнения второго закона Ньютона в векторной форме и
   - в проекциях на оси координат,
   - решения полученных скалярных уравнений, a=g * (sin(y) - м * cos(y))
   мы будем иметь выражение вида: .
   При необходимости, это уравнение можно переписать, введя кинематические характеристики: 2 * S = g * t2 * (sin(y) - м * cos(y)) .
   Полученное уравнение описывает процесс движения тела по наклонной плоскости, если на это тело не действует сила тяги со стороны другого тела.
   Анализируя рассматриваемый процесс и полученное уравнение, можно сформулировать множество различных задач, которые решаются одинаковым образом, так же, как формально описывался процесс движения тела по наклонной плоскости безотносительно какого- либо вопроса.
   Например, это могут быть задачи такого содержания:
   Для случая y = 0 :
   Определить коэффициент трения скольжения дерева по дереву, если небольшой брусок, положенный на деревянную линейку длины L см, начинает соскальзывать с нее при поднятии одного из концов линейки на высоту h см над горизонтальной поверхностью?
   Для случая y > 0:
   Определить значение силы тяги, которую следует приложить к телу, чтобы равномерно поднимать его по наклонной плоскости, расположенной под углом к горизонту.
   Для случая y < arctg(м):
   Определить ускорение движения тела по наклонной плоскости, расположенной под углом к горизонту.
   Определить перемещение, которое совершает тело, движущееся по наклонной плоскости, расположенной под углом (y) к горизонту, за время t.
   Определить, за какое время тело соскользнет с наклонной плоскости длины L, если плоскость расположена под углом (y) к горизонту.

   Существенно, что данный подход может быть использован как при формулировке теоретических задач, так и заданий экспериментального характера.


Назад Дальше
 
Структура кафедры | Научно-методические работы сотрудников | Персоналии | История кафедры
Организация учебной деятельности | НИРС | ВУЗ | Школа

посещений:
Copyright © 2005-2006 МПФ