| ........................................... |  
  |  
  |  
  |  
  |  
  |  
  |  
  |  
  |  
   |  
   |  
   |  
   |  
   |  
  |  
 
 
  |  
 
 | ........................................... |  
  |  
  |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | ........................................... |  
 |  
 
 | 
            
include("menu100.php");
?>
Контрольная работа №1 по курсу 
"Теория и методика обучения физике" 
1. Определите статус предложенного вам уравнения (уравнение, с помощью которого определяется новая физическая величина, уравнение, выражающее зависимость между физическими величинами, какой-то другой тип уравнения).
Представьте  стандартный состав знания (ССЗ) об этом уравнении.
 2. Дайте определение предложенной вам физической величины, которое должен знать выпускник  указанного в карточке класса средней школы.
Перечислите основные шаги, которые необходимо совершить, чтобы ввести соответствующее понятие (на уровне курса физики указанного в карточке класса).
  3. Придумайте физическое понятие и отразите в классификационной таблице его родо - видовые отношения. Дайте определение понятию, помещенному в выделенном прямоугольнике.
 4. Перечислите известные вам способы систематизации знаний учащихся и дайте каждому способу краткую характеристику.
   
 Пример решения контрольной работы №1  
 по курсу "Теория и методика обучения физике" 
1. Уравнение N = A/t является  уравнением, определяющим  физическую  величину мощность.
Чтение: Мощность - это физическая величина,  равная отношению работы ко времени,  в течение которого эта работа совершена, и не зависящая ни от работы, ни от времени.
Физический смысл мощности:  Мощность показывает, какая работа совершается за единицу времени.
Другой вариант:  Мощность - это физическая величина, численно равная работе,  совершенной за единицу времени.
Правило получения  единицы мощности:  Чтобы получить единицу мощности, надо в определяющее уравнение N = A/t подставить единицу работы - 1Дж и единицу времени - 1с.  Получаем: [N] =1Дж/1с=1 Дж/с. Эта единица имеет собственное наименование -1ватт (сокращенно: 1 Вт).
 2. Сила -  это векторная физическая величина, характеризующая действие одного тела на другое, являющаяся причиной изменения его скорости и равная произведению массы тела на его ускорение.
 Шаги введения понятия "сила" :
 
- На экспериментальной установке "вращающийся диск"  показать,  что ни масса вращающегося катка,  ни его ускорение не являются характеристиками силы.  
 
- Зафиксировав значение массы катка,  измерить его ускорение при заданном значении  растяжения пружины. 
 
- Изменив массу катка, измерить его новое ускорение, при котором пружина растягивается до прежней длины.  
 
- Показать, что в опытах остается постоянным произведение m1a1 = m2a2 = ma. .
 
- Обозначить полученное произведение буквой F. 
 
- Дать определение полученной величине.
 
 
 
 3. Равнозамедленное движение - это вид равнопеременного механического движения, при котором тело за любые равные промежутки времени уменьшает свою скорость на одну и ту же величину.
 4. Способы систематизации знаний учащихся:   
 
- Построение систематизирующих таблиц (СТ). В таблицы вносится информация в виде уравнений, графиков, рисунков, схем, слов и словосочетаний об основных элементах знаний,  изучаемых в курсе физики (величинах,  законах,  приборах и т.д.). В СТ могут отображаться физические аналогии. К СТ относятся отдельные списки понятий, величин, формул.
 
- Построение структурно - логических схем (СЛС).  СЛС - вид СТ. Все СЛС  строятся по одной схеме.  В них могут выделяться блоки:  название, явления,  факты, гипотезы, идеальные объекты, величины, законы, применение знаний.
 
- Построение "опорных сигналов"  (ОС). Крупноблочное представление информации  на  одном  листе с помощью ограниченного количества знаков (рисунков,  слов и словосочетаний,  аббревиатур и  т.п.),  выполняющих роль  опор,  которые при воспроизведении информации помогают восстановить ее в памяти.
 
- Построение логических конспектов (ЛК).  ЛК - вид ОС,  в которых информационные знаки объединены в блоки, соответствующие  пунктам  обобщенных планов описания различных видов научного знания.
 
 
 
 Вверх  
Рекомендации к проведению и обработке результатов
  
Работа № 1 может проводиться на 4 и 5 курсах.
 Цель проведения работы:  выявление уровня подготовки студентов в области конструирования содержания образования.
 Работа содержит вопросы, касающиеся структуры и содержания образовательного материала и охватывает качественный и количественный аспекты изучения физического явления.
 Анализ работы можно проводить по двум направлениям: найти индивидуальные и среднекурсовые коэффициенты, а также позиционные курсовые коэффициенты полноты выполнения работы. 
 Расчет можно вести по формулам: K i=N i/N max , где  K i  - индивидуальный коэффициент полноты выполнения работы;  N i - количество баллов, набранных i-м студентом при выполнении всей работы; N max - максимально возможное количество баллов за выполнение контрольной работы.  
   ,где:   -  среднекурсовой коэффициент полноты выполнения контрольной работы; ki - индивидуальный коэффициент полноты выполнения контрольной работы; n - число студентов, выполнявших работу,
 
k pj=N j/nN j max, где: k pj  - позиционный курсовой коэффициент полноты представления j -й позиции; N j - количество баллов, набранных студентами всего курса по j - й позиции; n - число студентов, выполнявших контрольную работу; N j max - максимально возможное количество баллов, которое мог набрать каждый студент по j - й позиции (весовой коэффициент j-й позиции).
    - средний позиционный коэффициент полноты представления  j-й позиции, где m - число оцениваемых позиций.
 
Если возникает задача сравнить результаты нескольких выборок, проверка существования статистически значимой разницы между полученными результатами может быть проведена по критерию Стъюдента.
 
 Вверх 
  Таблица для представления результатов работы №1
| № | 
Позиции для оценки контрольной работы №1 | 
Вес.Коэф. | 
K1 | 
K2 | 
 
| 1 | 
Правильно определен статус анализируемого уравнения | 
1 | 
  | 
  | 
 
| 2 | 
В ССЗ включена формулировка уравнения | 
1 | 
  | 
  | 
 
| 3 | 
В ССЗ включен физический смысл величины или 
коэффициента пропорциональности в законе | 
1 | 
  | 
  | 
 
| 4 | 
В ССЗ включено правило получения единицы величины или коэффициента пропорциональности в законе | 
2 | 
  | 
  | 
 
| 5 | 
В ССЗ включено правило проведения эксперимента по введению величины или установлению зависимости между физическими величинами | 
2 | 
  | 
  | 
 
| 6 | 
Правильно применено правило чтения уравнения | 
4 | 
  | 
  | 
 
| 7 | 
Правильно применено правило выявления физического смысла величины или коэффициента пропорциональности в законе | 
4 | 
  | 
  | 
 
| 8 | 
Правильно применено правило получения единицы величины или коэффициента пропорциональности в законе | 
4 | 
  | 
  | 
 
| 9 | 
Правильно описан эксперимент повведению величины или установлению зависимости между физическими величинами | 
4 | 
  | 
  | 
 
| 10 | 
Правильно приведена качественная часть определения силы | 
4 | 
  | 
  | 
 
| 11 | 
Правильно приведена количественная часть определения силы | 
2 | 
  | 
  | 
 
| 12 | 
Перечислены основные шаги,которые необходимо совершить, чтобы ввести понятие силы | 
6 | 
  | 
  | 
 
| 13 | 
Верно заполнена классификационная таблица | 
5 | 
  | 
  | 
 
| 14 | 
Верно определен ближайший род для понятия, помещенного в выделенном прямоугольнике | 
1 | 
  | 
  | 
 
| 15 | 
Верно определено видовое отличие понятия, помещенного в выделенном прямоугольнике | 
4 | 
  | 
  | 
 
| 16 | 
Среди способов систематизации знаний учащихся названы систематизирующие таблицы. Верно изложена их суть. | 
3 | 
  | 
  | 
 
| 17 | 
Среди способов систематизации знаний учащихся названы структурно-логические схемы. Верно изложена их суть | 
3 | 
  | 
  | 
 
| 18 | 
Среди способов систематизации знаний учащихся названы опорные сигналы (опорные конспекты), верно изложена их суть | 
3 | 
  | 
  | 
 
| 19 | 
Среди способов систематизации знаний учащихся названы логические конспекты, верно изложена их суть | 
3 | 
  | 
  | 
 
| 20 | 
Названы другие способы систематизации знаний учащихся, верно изложена их суть | 
3 | 
  | 
  | 
 
| Среднее значение позиционного коэффициента полноты выполнения задания | 
  | 
  | 
 
| Дисперсия | 
  | 
  | 
 
| Стандартное отклонение | 
  | 
  | 
 
| Среднее отклонение | 
  | 
  | 
 
 
 
 Вверх 
 
 
 |  
  | 
              |