........................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
........................................... |
|
|
|
|
|
|
........................................... |
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
МАГИСТРАТУРА
2002 - 2003 учебный год
№
|
Тема и содержание
|
Форма изучения материала
|
К-во часов
|
Межпредметные связи
|
1
|
Исследователь как субъект творческой деятельности. Объекты методологии в педагогике и психологии (теория, концепция, парадигмы). Соотношение общенаучной и частнонаучной методологии.
|
лекция
|
2
|
1. Курс математической статистики.
|
2
|
Круг актуальных методологических вопросов в педагогике и психологии. Значение методологических оснований в конкретном исследовании.
|
лекция
|
2
|
3
|
Обработка, интерпретация, оформление научных данных. Элементы технологии математической обработки и представления результатов педагогического исследования. Проблемы педагогических исследований.
|
лекция
|
2
|
4
|
Измерения в педагогике. Понятие измерения. Измерительные шкалы (наименований, порядка, интервалов, отношений). Основные законы распределения вероятностей. Понятие о нормальном распределении.
|
лекция
|
2
|
5
|
Дисперсионный анализ и его использование в психологопедагогических исследованиях. Поэлементный и пооперационный анализ результатов контрольных работ. Расчет коэффициентов полоты выполнения заданий.
|
лекция
|
2
|
2. Курс "Педагогические технологии обучения физике".
|
6
|
Проверка статистических гипотез. Сравнение результатов двух выборок. Критерий Стъюдента. Упрощенная методика сравнения результатов двух выборок.
|
лекция
|
2
|
7
|
Правила выставления оценок за срезовые работы при работе в различных шкалах. Технология перевода оценок из интервальной шкалы в шкалу порядка.
|
лекция
|
2
|
8
|
Комплексное проведение расчета коэффициентов полноты выполнения контрольных заданий, сравнения полученных результатов между собой, формулировки выводов и оформления отчета о выполненной работе.
|
лекция
|
2
|
9
|
Непараметрические критерии. Использование критерия хи-квадрат. Примеры применения методики хи-квадрат.
|
лекция
|
2
|
3. Курс "Философия и методология науки".
|
10
|
Метод ранжирования: понятие, области применения, технология применения. Пример использования метода ранжирования для исследования уровня отношения респондентов к изучаемым ими учебным дисциплинам.
|
лекция
|
2
|
11
|
Корреляционный анализ и различные случаи его применения в психолого-педагогических исследованиях. Технология вычисления коэффициента линейной корреляции Пирсона.
|
лекция
|
2
|
12
|
Технология вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Применение корреляционного анализа при работе в дихатомической шкале. Оценка достоверности результатов корреляционного анализа.
|
лекция
|
2
|
13
|
Ранжирование видов деятельности, осуществляемой на занятиях, построение матрицы рангов, матрицы частот, расчет рангов и перевод их в десятибалльную шкалу.
|
Практическое заниятие
|
2
|
14
|
Проведение дисперсионного анализа результатов двух срезовых работ, вычисление средних значений коэффициентов полноты выполнения работ, дисперсий, стандартных отклонений, выявление формы распределения, сравнение результатов выборок между собой на основе критерия Стъюдента.
|
Практическое заниятие
|
2
|
15
|
Оценка результатов двух срезовых работ по стобальной, пятибалльной, четырехбалльной шкалам. Сравнение результатов выборок на основе критерия хи-квадрат.
|
Практическое заниятие
|
2
|
16
|
Корреляционный анализ двух срезовых контрольных работ.
|
Практическое заниятие
|
2
|
17
|
Формулировка противоречий, объекта, предмета, гипотезы исследования применительно к собственной работе. Коллективный анализ представленных формулировок.
|
Практическое заниятие
|
2
|
18
|
Представление материалов педагогического эксперимента применительно к собственной работе. Коллективный анализ представлений.
|
Практическое заниятие
|
2
|
Наглядные пособия, средства обучения
|
Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам
|
Задания по самостоятельной работе студентов
|
К-во часов
|
Формы контроля самостоятельной работы студентов
|
Самодельные кодограммы.
Графопроектор.
Микрокалькуляторы.
|
    1.Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.- М.: Прогресс, 1976.- 495 с.
    2.Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки.- М.: Наука, 1973.- 158 с.
    3.Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок.- 2-е изд. Переработанное и дополненное.- М.: Статистика, 1980.- 263 с.
    4.Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др; Под ред. В.И. Журавлева.- М.: Просвещение, 1988. - 239 с.
    5. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.- М.: Педагогика, 1977.- 136 с.
    6. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования.- М.: Педагогика, 1982- 160 с.
    7. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.- М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
    8. Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. - М., 1964.- 248 с.
    9. Китаев Н.Н. Групповые экспертные оценки.- М.: Знание, 1975.- 64 с.
    10. Кузьмина Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании.// Методология педагогических исследований. - М., 1980. - С. 82 - 117.
    11. Кыверялг А.А. Вопросы методики педагогических исследований. Ч.2 -Таллин, 1971.-227 с.
    12. Методы педагогического исследования/ Под ред. В.И. Журавлева. - М., 1972.
    13. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн.- ; е изд.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.- 640 с.
    14. Общие требования и правила оформления студенческих научных работ / Барнаул: БГПИ, 1988.- 22 с.
    15. Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 732-82.- М., 1981.
    16. Павлов Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.- М.: Знание, 192.- 32 с.
    17. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1986.- 150 с.
    18. Сорокин Н.А. Дипломные работы в педагогических вузах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1986.- 128 с.
    19. Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий.- Челябинск, 1979.- 86 с.
    20. Хубаев Г. О построении шкалы оценок в системах тестирования. // Высшее образование в России, 1996, № 1. - С. 122 - 125.
|
Работа №1
    В одной из студенческих групп было проведено анкетирование. Студентов просили проранжировать по признакам их - значимости для организации качественного учебного процесса на уроках физики в школе и - субъективной пользы; позиции, которые могли бы оказаться профессионально значимыми для учителя физики, и по признаку - их субъективной пользы; вопросы, содержание которых рассматривалось в лекционном курсе. На основании анкет были составлены матрицы рангов (приведены).
    1.Пользуясь представленными материалами, составьте матрицы частот и рассчитайте численные значения фигурировавших в анкетах позиций в десятибалльной шкале.
    2.Представьте полученные данные в табличной форме и в виде гистограмм.
    3.Установите, какова корреляция между мнением студентов о профессиональной значимости и пользе для них лично первого перечня ранжировавшихся позиций.
    4.Установите уровень значимости найденного коэффициента корреляции.
    5.Объясните на уровне предположений полученные результаты.
    6.Оформите краткий отчет о выполненной работе.
    При этом, по-возможности, отразите тему исследования, его цель, условия, в которых исследование проводилось, содержание исследования, методику обработки материалов, полученные результаты, их интерпретацию.
Работа №2
Одна и та же контрольная работа за курс физики средней школы была проведена в разных аудиториях (в студенческих группах на 3 и 5 курсах физического факультета педагогического университета, в 11 физическом классе педагогического лицея, в группе учителей-стажистов во время проведения курсов повышения квалификации). Условия проведения работы были одинаковыми.Контрольная работы проводилась в форме физического диктанта. Работа выполнялась на листе, содержащем отпечатанные задания. Время, отводимое на выполнение каждого задания, было регламентировано. На задания разного уровня сложности отводилось разное время. Время выполнения всей работы - 1 час. В работе были представлены следующие группы заданий: на проверку знания уравнений-зависимостей между физич.величинами - к1; на проверку знания уравнений, определяющих физические величины - к2; на проверку знания единиц физических величин - к3; качественные задачи - к4; на проверку понимания физического смысла величин - к5; несложные с точки зрения. математических расчетов количественные задачи - к6
    Проверьте полученные результаты на соответствие нормальному распределению.
    Найдите для каждой группы заданий и в целом для работы средние значения коэффициентов полноты выполнения работы, дисперсии, стандартные отклонения, коэффициенты вариации.
    Проведите с помощью t - критерия сравнение результатов выполнения всех групп заданий, и работы в целом внутри каждой выборки.
    Сравните результаты выполнения работы практикующими учителями, студентами 3, 5 курсов и учащимися лицея по всем представленным показателям.
    Зная значения коэффициентов полноты выполнения работы, мотивированно выставьте в каждой группе отметки по 4-х балльной шкале (2,3,4,5).
    Если это возможно, сравните результаты
|
4
|
Письменный отчет
|
|
|
|