| ........................................... |  
  |  
  |  
  |  
  |  
  |  
  |  
  |  
  |  
   |  
   |  
   |  
   |  
   |  
  |  
 
 
  |  
 
 | ........................................... |  
  |  
  |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | ........................................... |  
 |  
 
 | 
            
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 
МАГИСТРАТУРА 
2002 - 2003 учебный год
  
	
		| 
			№
		 | 
		
			Тема и содержание
		 | 
		
			Форма изучения материала
		 | 
		
			К-во часов
		 | 
		
			Межпредметные связи
		 | 	
	 
	
		| 
			1
		 | 
		
			Исследователь как субъект творческой деятельности. Объекты методологии в педагогике и психологии (теория, концепция, парадигмы). Соотношение общенаучной и частнонаучной методологии.
		 | 
		
			лекция
		 | 
		
			2
		 | 
		
			1.	Курс математической статистики.
		 | 
	 
	
		| 
			2
		 | 
		
			Круг актуальных методологических вопросов в педагогике и психологии. Значение методологических оснований в конкретном исследовании.  
		 | 
		
			лекция
		 | 
		
			2
		 | 
	 
	
		| 
			3
		 | 
		
			Обработка, интерпретация, оформление научных данных. Элементы технологии математической обработки и представления результатов педагогического исследования.  Проблемы педагогических исследований.
		 | 
		
			лекция
		 | 
		
			2
		 | 
	 	
	
		| 
			4
		 | 
		
			Измерения в педагогике. Понятие измерения. Измерительные шкалы (наименований, порядка, интервалов, отношений). Основные законы распределения вероятностей. Понятие о нормальном распределении.
		 | 
		
			лекция
		 | 
		
			2
		 | 
	 	
	
		| 
			5
		 | 
		
			Дисперсионный анализ и его использование в психологопедагогических исследованиях. Поэлементный и пооперационный анализ результатов контрольных работ. Расчет коэффициентов полоты выполнения заданий.
		 | 
		
			лекция
		 | 
		
			2
		 | 
		
			2.	Курс "Педагогические технологии обучения физике".
		 | 
	 	
	
		| 
			6
		 | 
		
			Проверка статистических гипотез. Сравнение результатов двух выборок. Критерий Стъюдента. Упрощенная методика сравнения результатов двух выборок.
		 | 
		
			лекция
		 | 
		
			2
		 | 
	 	
	
		| 
			7
		 | 
		
			Правила выставления оценок за срезовые работы при работе в различных шкалах. Технология перевода оценок из интервальной шкалы в шкалу порядка. 
		 | 
		
			лекция
		 | 
		
			2
		 | 
	 	
	
		| 
			8
		 | 
		
			Комплексное проведение расчета коэффициентов полноты выполнения контрольных заданий, сравнения полученных результатов между собой, формулировки выводов и оформления отчета о выполненной работе.
		 | 
		
			лекция
		 | 
		
			2
		 | 
	 	
	
		| 
			9
		 | 
		
			Непараметрические критерии. Использование критерия хи-квадрат. Примеры применения методики хи-квадрат.
		 | 
		
			лекция
		 | 
		
			2
		 | 
		
			3.	Курс "Философия и методология науки".
		 | 
	 	
	
		| 
			10
		 | 
		
			Метод ранжирования: понятие, области применения, технология применения. Пример использования метода ранжирования для исследования уровня отношения респондентов к изучаемым ими учебным дисциплинам.
		 | 
		
			лекция
		 | 
		
			2
		 | 
	 	
	
		| 
			11
		 | 
		
			Корреляционный анализ и различные случаи его применения в психолого-педагогических исследованиях.  Технология вычисления коэффициента линейной корреляции Пирсона.
		 | 
		
			лекция
		 | 
		
			2
		 | 
	 	
	
		| 
			12
		 | 
		
			Технология вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Применение корреляционного анализа при работе в дихатомической шкале. Оценка достоверности результатов корреляционного анализа.
		 | 
		
			лекция
		 | 
		
			2
		 | 
	 	
	
		| 
			13
		 | 
		
			Ранжирование видов деятельности, осуществляемой на занятиях, построение матрицы рангов, матрицы частот, расчет рангов и перевод их в десятибалльную шкалу.
		 | 
		
			Практическое заниятие
		 | 
		
			2
		 | 
	 
	
		| 
			14
		 | 
		
			Проведение дисперсионного анализа результатов двух срезовых работ, вычисление средних значений коэффициентов полноты выполнения работ, дисперсий, стандартных отклонений, выявление формы распределения, сравнение результатов выборок между собой на основе критерия Стъюдента.
		 | 
		
			Практическое заниятие
		 | 
		
			2
		 | 
	 
	
		| 
			15
		 | 
		
			Оценка результатов двух срезовых работ по стобальной, пятибалльной, четырехбалльной шкалам. Сравнение результатов выборок на основе критерия хи-квадрат.
		 | 
		
			Практическое заниятие
		 | 
		
			2
		 | 
	 
	
		| 
			16
		 | 
		
			Корреляционный анализ двух срезовых контрольных работ. 
		 | 
		
			Практическое заниятие
		 | 
		
			2
		 | 
	 
	
		| 
			17
		 | 
		
			Формулировка  противоречий, объекта, предмета, гипотезы исследования применительно к собственной работе. Коллективный анализ представленных формулировок.
		 | 
		
			Практическое заниятие
		 | 
		
			2
		 | 
	 
	
		| 
			18
		 | 
		
			Представление материалов педагогического эксперимента применительно к собственной работе. Коллективный анализ представлений.
		 | 
		
			Практическое заниятие
		 | 
		
			2
		 | 
	 
 
  
	
		| 
			Наглядные пособия, средства обучения
		 | 
		
			Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам
		 | 
		
			Задания по самостоятельной работе студентов
		 | 
		
			К-во часов
		 | 
		
			Формы контроля самостоятельной работы студентов
		 | 
	 
	
		
			Самодельные кодограммы.
  
			Графопроектор.
  
			Микрокалькуляторы.
		 | 
		
			    1.Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.- М.: Прогресс, 1976.- 495 с.
			     2.Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки.- М.: Наука, 1973.- 158 с.
			     3.Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок.- 2-е изд. Переработанное и дополненное.- М.: Статистика, 1980.- 263 с.
			     4.Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др; Под ред. В.И. Журавлева.- М.: Просвещение, 1988. - 239 с.
			     5.	Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.- М.: Педагогика, 1977.- 136 с.
			     6.	Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования.- М.: Педагогика, 1982- 160 с.
			     7.	Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.- М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
			     8.	Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. - М., 1964.- 248 с.
			     9.	Китаев Н.Н. Групповые экспертные оценки.- М.: Знание, 1975.- 64 с.
			     10.	Кузьмина Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании.// Методология педагогических исследований. - М., 1980. - С. 82 - 117.
			     11.	Кыверялг А.А. Вопросы методики педагогических исследований. Ч.2 -Таллин, 1971.-227 с.
			     12.	Методы педагогического исследования/ Под ред. В.И. Журавлева. - М., 1972.
			     13.	Немов Р.С. Психология: Учеб. Для высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн.- ; е изд.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.- 640 с.
			     14.	Общие требования и правила оформления студенческих научных работ / Барнаул: БГПИ, 1988.- 22 с.
			     15.	Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 732-82.- М., 1981.
			     16.	Павлов Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.- М.: Знание, 192.- 32 с.
			     17.	Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1986.- 150 с.
			     18.	Сорокин Н.А. Дипломные работы в педагогических вузах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1986.- 128 с.
			     19.	Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий.- Челябинск, 1979.- 86 с.
			     20.	Хубаев Г. О построении шкалы оценок в системах тестирования. // Высшее образование в России, 1996, № 1. - С. 122 - 125.
		 | 
		
			Работа №1
			     В одной из студенческих групп  было проведено анкетирование. Студентов просили проранжировать по признакам их - значимости для организации качественного учебного процесса на уроках физики в школе и - субъективной пользы; позиции, которые могли бы оказаться профессионально значимыми для учителя физики, и по признаку - их субъективной пользы; вопросы, содержание которых рассматривалось в лекционном курсе. На основании анкет были составлены матрицы рангов (приведены).
			     1.Пользуясь представленными материалами, составьте матрицы частот и рассчитайте численные значения фигурировавших в анкетах позиций в десятибалльной шкале.
			     2.Представьте полученные данные в табличной форме и в виде гистограмм.
			     3.Установите, какова корреляция между мнением студентов о профессиональной значимости и пользе для них лично первого перечня ранжировавшихся позиций.
			     4.Установите уровень значимости найденного коэффициента корреляции.
			     5.Объясните на уровне предположений полученные результаты.
			     6.Оформите краткий отчет о выполненной работе. 
			     При этом, по-возможности, отразите тему исследования, его цель, условия, в которых исследование проводилось, содержание исследования, методику обработки материалов, полученные результаты, их интерпретацию.
			
  Работа №2
			 Одна и та же контрольная работа за курс физики средней школы была проведена в разных аудиториях (в студенческих группах на 3 и 5 курсах физического факультета педагогического университета, в 11 физическом классе педагогического лицея, в группе учителей-стажистов во время проведения курсов повышения квалификации). Условия проведения работы были одинаковыми.Контрольная работы проводилась в форме физического диктанта. Работа выполнялась на листе, содержащем отпечатанные задания. Время, отводимое на выполнение каждого задания, было регламентировано. На задания разного уровня сложности отводилось разное время. Время выполнения всей работы - 1 час. В работе были представлены следующие группы заданий: на проверку знания уравнений-зависимостей между физич.величинами  - к1; на проверку знания уравнений, определяющих физические величины - к2; на проверку знания единиц физических величин - к3; качественные задачи - к4; на проверку понимания физического смысла величин - к5; несложные с точки зрения. математических расчетов количественные задачи - к6
			     Проверьте полученные результаты на соответствие нормальному распределению.
			     Найдите для каждой группы заданий и в целом для работы средние значения коэффициентов полноты выполнения работы, дисперсии, стандартные отклонения, коэффициенты вариации.
			     Проведите с помощью t - критерия сравнение результатов выполнения всех групп заданий, и работы в целом внутри каждой выборки.
			     Сравните результаты выполнения работы практикующими учителями, студентами 3, 5 курсов и учащимися лицея по всем представленным показателям.
			     Зная значения коэффициентов полноты выполнения работы, мотивированно выставьте в каждой группе отметки по 4-х балльной шкале (2,3,4,5).
			     Если это возможно, сравните результаты 
		 | 
		
			4
		 | 
		
			Письменный отчет
		 | 
	 
 
  
 
 |  
  | 
              |